Как-то летом возвращался я домой и, как
обычно, взглянул на пылившийся уже год в углу и, судя по виду, не
работающий дырчик, собранный из финского самоката еще в 2002 году.
Радостные воспоминания, связанные с ним, в этот раз как-то сильно
ударили мне в голову, родив в ней идею о создании чего-то нового.
По
натуре я консерватор, поэтому радикально-нового я старался избегать.
Надежно зарекомендовавшая себя за 4 года конструкция позволяла
опереться на прежний опыт, и выбор рамы сразу был очевиден, впрочем,
как и двигатель, к тому же в шкафу лежали еще 2 мотора: Д-5 и Д-6.
Новшеством я решил сделать желанные задние амортизаторы и укоротить
длины, т.к. люблю все маленькое. Но вот тут то и встала проблема: как
сделать так, чтобы цепь, при такой короткой длине, не слетала и не
провисала? Долгие взгляды на раму, инструменты, отсутствие сварки и
представление того, что можно купить в магазинах так и не помогли
придумать конструкцию классическую маятника, надежную и практичную и
осуществимую в домашних условиях.
Я
уже почти разочаровался в данной затее за неделю раздумий как во сне,
ангел дырчикостроения преподнес мне фразу : "А зачем вообще тебе
классическая система??"
Утром
план действий был готов. Маятник, двигатель и колесо - одно целое! Одна
мысль о том, что никто еще не предпринимал решения сделать такую схему,
внушала оптимизм. Дальше дело техники. Крепление маятника придумать
было нетрудно, а вот с жесткой частью несущей рамы пришлось напрячься.
Также было решено собирать конструкцию с моно-амортизатором, нашлось
место между колесом и двигателем Энтузиазм и оптимизм переполняли
сердце радостью и мыслями о поездках и ветре скорости и помутили
холодную и расчетливую голову. Амортизатор взял самый мягкий, который
был в магазине. Несущую раму, второпях, решил сделать из алюминиевых
труб квадратного сечения. Постояв на такой однажды, ощутил все прелести
легкого веса и простой обработки. С сиденьем тоже долго не
заморачивался - нашел свиную кожу, фанеру, поролон и состряпал довольно
мягкий образец. Прикупил крылья, заднее колесо с велосипедной втулкой и
большой звездочкой, заклинил ее, установил, и в итоге получилось вполне
неплохое на вид творение. Но сев на него, почувствовал, что амортизатор
прожался до конца, и я сижу уже не на нем, а на колесе! Что же, как бы
обидно не было, поставил 2 амортизатора, из-за чего подвеска получилась
жестковата.
Испытания
прошли успешно, замечаний не было. Скорость по вело-компьютеру - 35
км/ч. Позже купил двигатель Д-8Э. Со временем стала прогибаться левая
несущая секция. Медленно, но уверенно. Стало проявляться решение "на
скорую руку". Былой интерес к маленькому, не самому быстрому и мощному
дырчику явно стал угасать и вообще исчез после покупки мини-мокика с
вилкой от Пилота под названием "Хорек", данным ему предыдущим хозяином,
и последующей его доработкой. Но это уже другая история. Печальной и
дождливой осенью в связи с нехваткой места для трех мототворений и
настоятельными просьбами родителей был дезинтегрирован мой первый в
жизни самодельный мото-самокат, предшественник дырчика.Что касается
самого дырчика, то я не хотел для него такой печальной судьбы.
Решение
"не дать кануть в лету" уникальному агрегату не заставило себя ждать.
Решил усилить и даже немного дополнить конструкцию рамы "Дырчика", да,
теперь в ковычках, это имя официально закрепилось за этим
мототворением. Новый двигатель Д-8Э позволял поставить фару и габарит.
Обдумывая схему проводки и мощность дэшного магнето, решил что если
этот свет и будет освещать дорогу спереди и сообщит едущим позади что я
тоже участник движения, то делать он это будет едва-едва. И тут, в
канун нового года, когда чудеса правят миром, меня снова посетил
знакомый ангел и натолкнул на еще одну идею, на сколько я знаю, еще ни
кем не реализованную - приспособить к двигателю Д генератор от В!
Это
сняло бы все проблемы с освещением и давало бы еще одно, не менее
важное преимущество перед магнето - электронное зажигание, не требующее
регулярной регулировки и не подводящее посреди дороги! Благо у меня
имеется запасной мотор в50м в сборе. Оттуда и вынул я генератор и к 15
часам первого января задумка была осуществлена.
Что
касается доработки рамы, то, отпилив алюминиевые трубы в месте стыка с
поддерживающей стойкой, я привинтил крепкие стальные уголки, сделав
конструкцию короче, чем была. Сиденье сделал новое, со спинкой, из
хорошей кожи и изолонового утеплителя, достаточно плотного, но
приятного для пятой точки. Под ним сделал отсек для БКС, катушки Б-300
и реле поворотников. Который также возвышает посадку и делает более
удобным разгон столкача. Крышку генератора сделал из пластмассового
цветочного горшка. Также сделал габарит+стоп-сигнал и фару. Планирую
установку поворотников.
Что
ж, настало время для написания этой статьи, чтобы успеть к выходу
очередного номера журнала "Дырчик". Но для этого необходимо испытать
оригинальные решения на практике.
Скажу сразу, что условия
испытания были самые, что ни на есть сложнейшие! Температура за бортом
-2°. Гололед со снегом, обилие машин, возвращающихся домой, собачников,
и ветер. Что ж, новое зажигание работает просто на ура! По сравнению со
стандартной системой зажигания эта - земля и небо. Завелся с 2х метров
толкача!
Проверить
опережение по звуку не удалось, т.к. новый карпатовский/дельтовский
глушитель имеет другой тон, ранее мной на дэшках не слышимый. Качество
света проверить не смог, т.к. еще не собрана полностью проводка. Однако
стоп-сигнал надежно срабатывал при касании соответствующего проводка к
массе. Далее по ходу. Через 15 минут работы порвался резиновый патрубок
от жигулей, хорошо зарекомендовавший себя на "Хорьке", в месте
крепления к глушителю. Именно порвался, от натяжения, а не прогорел! С
обрывом патрубка, двигатель потерял чуть ли не половину своей
мощности!! На ядреный звук, распугивающий даже автомобилистов, не
говоря уж о прохожих и собаках в радиусе 200 метров, я не особо
смотрел. Также появилась проблема с валом сцепления. Колесо очень туго
прокручивалось, практически сразу после запуска, вызвав невозможность
повторного запуска с толкача на снежно-гололедной поверхности. (Потом
выяснилось, что не хватает правого сальника на валу сцепления, из-за
этого он сдвинулся вправо и стал тереться о крышку, колесо трудно было
прокрутить даже рукой) Однако, не смотря на этот "нежелательный
тормоз", скорость удалось развить, судя по моим ощущениям 25-30 км/ч!!
Думаю, исправив сей недуг, удастся побить прежний рекорд в 37 км/ч. О
тормозах. Хорошо зарекомендовал себя ножной тормоз "2 ботинка об
асфальт"! При нажатии переднего, колесо просто останавливалось, что
вызывало у "Дырчика" неумолимое желание лечь на бок. В связи с этим
применение последнего далее не повторялось.